Участки земли наряду с различного рода строениями и другими прочно связанными с землей объектами относятся к недвижимым вещам, недвижимому имуществу или недвижимости (статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Участки земли могут принадлежать гражданам как на праве собственности, так и на праве пожизненного наследуемого владения. Как предусмотрено статьей 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежавший наследодателю на праве собственности участок земли или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях. Для принятия наследства, в состав которого входят указанные участки земли, никаких специальных разрешений не требуется.
Включение данной нормы в главу 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященную особенностям наследования отдельных видов имущества, вызвано прежде всего тем, что участки земли введены в гражданский оборот сравнительно недавно - Гражданский кодекс РСФСР 1964 года не регулировал порядка их наследования.
Категория и разрешенное использование земли при наследовании
Участки земли имеют не только различное целевое назначение, разрешенный режим использования и охраны, ограничения предельного размера для одного лица, но и различную нормативную базу правового регулирования. Причем некоторые из законов и подзаконных актов на момент принятия части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации содержали особые правила наследования, а также значительное число детализирующих и технических норм, относящихся к оформлению наследственных прав. Поэтому важно было именно в таком законе, как Гражданский кодекс Российской Федерации, предусмотреть, что, несмотря на все различия и особенности, участки земли переходят по наследству без каких - либо изъятий из общего порядка наследования.
Целевое назначение, разрешенный режим использования и т.д., которые установлены земельным законодательством и другими нормативными актами, безусловно, имеют значение и должны быть учтены, но только после того, как будут оформлены наследственные права. В частности, когда участок земли окажется в собственности иностранного гражданина либо лица без гражданства, которым он не может принадлежать, действующее законодательство предусматривает возможность отчуждения этого участка (статья 258 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 и 5 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Что такое Земельный участок
Гражданский кодекс, довольно подробно регламентируя в главе 17 право собственности и другие вещные права на землю, тем не менее нормативного определения участка земли не содержит. Такое определение дано в статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации как части поверхности Земли (в том числе почвенный слой) в границах, которые описаны и удостоверены в установленном порядке. Несколько иное, более широкое понятие участка земли было приведено в Федеральном законе "О государственном земельном кадастре": это часть поверхности Земли (в том числе поверхностный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью участка земли.
Минимальные предельные размеры предоставления земельных участков
Из содержания приведенных норм следует, что участок земли всегда индивидуализируется на местности при его отводе, представляя собой конкретно определенную вещь, и характеризуется такими признаками, как местоположение, размер и границы которого описаны и удостоверены в предусмотренном законом порядке. Установление предельных (максимальных и минимальных) норм предоставления участков земли из числа земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, а для ведения личного подсобного хозяйства - органов местного самоуправления (статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации).
Общая долевая собственнось на земельный участок
В тех случаях, когда право на участок принадлежит нескольким лицам, в качестве наследства будет выступать доля в праве общей собственности на участок земли, включая земельные доли, полученные при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (статья 15), - разумеется, при условии, что земельная доля не была внесена в уставный капитал сельскохозяйственного предприятия.
Документы подтверждающие права на земельный участок
Согласно статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации территориальная граница участка земли определяется в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику соответствующими органами. В свою очередь, какими именно документами должны быть подтверждены права на участок, Земельный кодекс ответа не дает, отсылая к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 26 Земельного кодекса), статья 17 которого к их числу относит:
Акты органов государственной власти;
Акты органов местного самоуправления;
Договоры и другие сделки в отношении земельного участка или строений, расположенных на нем;
Акты (свидетельства) о приватизации объектов недвижимости;
Свидетельства о праве на наследство;
Вступившие в законную силу судебные акты.
Из этого перечня особого внимания заслуживают документы, связанные с административно - правовым способом возникновения прав граждан на участки земли.
Именно в таком порядке Земельный кодекс РСФСР 1991 года, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации предусматривалась возможность:
Предоставления бесплатно участков земли в собственность или в наследуемое пожизненно владение гражданам;
Перерегистрации участков земли, ранее предоставленных им в пользование.
Так, в период с 25.04.1991 по 27.10.1993 акты о предоставлении участков земли издавались местными Советами народных депутатов, а затем их полномочия стали осуществлять соответствующие местные администрации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 предусматривалась выдача временных свидетельств о праве собственности на участок земли. После 27.10.1993 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 документы, подтверждающие право собственности на участок земли, подлежали регистрации в комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Выданные ранее государственные акты и свидетельства о предоставлении участков земли в собственность были объявлены постоянными и имеющими равную законную силу со свидетельством, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993.
Таким образом, при оформлении наследственных прав принадлежность участка земли может быть подтверждена в указанных случаях:
Постановлениями местных Советов народных депутатов в период с 25.04.1991 по 27.10.1993 и выданными на основании их временными свидетельствами, регистрация которых не предусматривалась;
Постановлениями глав местной администрации, начиная с 27.10.1993, зарегистрированными в земельном комитете либо в учреждениях юстиции по государственной регистрации прав.
Отсутствие зарегистрированных прав на земельный участок
Несоблюдение требований о государственной регистрации в значительной степени осложняет оформление наследниками своих прав на участок земли.
Как предусмотрено пунктом 2, статьи 8 Гражданского кодекса, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Ясно, что при таком подходе нотариус, руководствуясь статьей 48 Основ законодательства о нотариате, не вправе включать в наследственную массу участки земли, в отношении которых правоустанавливающие документы не были зарегистрированы в установленном порядке, то есть в комитете по земельным ресурсам и землеустройству либо в органах юстиции, исключая период, когда такая регистрация вообще не проводилась (с 19.03.1992 по 27.10.1993).
Доказывание прав на земельный участок в судебном порядке
Судебная практика, разделяя данную позицию, вместе с тем исходит из того, что права наследников в указанных случаях могут быть защищены в судебном порядке.
Если не имеется спора о праве, то нотариусу достаточно решения суда об установлении факта владения наследодателем земельным участком на праве собственности. При наличии спора о праве собственности на участок земли он может быть положительно решен в исковом порядке с последующей государственной регистрацией на основании соответствующего решения суда.
Доли (паи) на земельные участки бывших сельскохозяйственных предприятий
Значительные трудности испытывают суды при разрешении споров, связанных с принадлежностью земельных долей (паев) бывшим работникам реорганизованных сельскохозяйственных предприятий. Во многом это объясняется тем, что нормативная база по реорганизации предприятий аграрного комплекса (совхозов и колхозов) формировалась постепенно и отличалась множественностью недостаточно увязанных между собой нормативных актов.
Возможность приватизации земель бывших колхозов и других сельскохозяйственных предприятий предусматривалась еще статьями 8 и 9 Земельного кодекса РСФСР 1991 года На практике процесс приватизации земель сельскохозяйственного назначения начался с Указа Президента Российской Федерации №323 от 27.12.1991 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в Земельного кодекса" и принятых Правительством Российской Федерации в его развитие Постановлений №86 от 29.12.1991 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и №708 от 04.09.1992 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса". Действующие на тот период колхозы и совхозы должны были сами в срок до 01.01.1993 провести реорганизацию, а вновь образованные в результате этой реорганизации предприятия - зарегистрировать свою организационно - правовую форму.
Одновременно члены реорганизуемых хозяйств (по решению трудового коллектива также пенсионеры, работники социальной сферы и т.д.) наделялись имущественными и земельными долями, которые они могли получить в натуре при выходе из хозяйства либо внести их в уставный капитал или паевой фонд вновь образованных сельскохозяйственных организаций.
В дальнейшем был принят ряд нормативных правовых актов, которыми предписывались:
Выдача всем собственникам земельных долей по их заявлению свидетельств о праве собственности на земельную долю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №1767;
В случае передачи земельных долей в уставный капитал сельскохозяйственной организации заключение соответствующих письменных соглашений (договоров) (Указ Президента Российской Федерации №337 от 07.03.1996, Постановление Правительства Российской Федерации от №96 01.02.1995).
Однако к этому времени реорганизация предприятий аграрного комплекса была уже в основном завершена. Тем не менее многим из тех работников, кто распорядился своей земельной долей и утратил право на нее, комитетами по земельным ресурсам и землеустройству без необходимой проверки выдавались свидетельства о праве собственности на земельную долю. Поэтому само по себе такое свидетельство еще не подтверждает с бесспорностью право наследодателя на земельную долю.
Документы подтверждающие право на земельный участок
При разрешении такого рода споров судебная и нотариальная практика правильно исходит из того, что для оформления наследственных прав должны быть представлены:
Решение общего собрания коллектива о реорганизации сельскохозяйственного предприятия;
Список участников долевой собственности;
Решение органов местного самоуправления о передаче сельскохозяйственных земель в общую собственность;
План участка земли;
Свидетельство о праве собственности на земельную долю, выданное в соответствии с постановлением правительства российской федерации №177 от 19.03.1992 или с указом президента российской федерации от 27.10.1993;
Справка из сельскохозяйственного предприятия о том, что земельная доля не была внесена в уставный капитал.
Все перечисленные документы действительно необходимы для решения вопроса о выдаче свидетельства о праве на наследство, а в дальнейшем и при государственной регистрации прав на земельную долю органами юстиции. Без этих документов нельзя с определенностью сказать, кто же является собственником спорной земельной доли на момент открытия наследства.
Правоустанавливающие документы на земельный участок
В то же время в точном значении этого слова к числу правоустанавливающих можно отнести лишь акт органов местного самоуправления о передаче земли в общую собственность. Решение общего собрания трудового коллектива о круге лиц, имеющих право на земельную долю, и ее размере служило лишь базой для принятия указанного решения в органах местного самоуправления. Изложенное вытекает из Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.1995, пункт 18 которых момент возникновения права собственности на земельную долю определен датой принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия).
Данный вывод в полной мере согласуется со статьей 8 Гражданского кодекса, содержащей перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, в том числе и такое, как акт органов местного самоуправления.
Свидетельства о праве собственности на земельный участок
Выдаваемые на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 свидетельства о праве собственности на земельные доли были призваны закрепить и удостоверить уже существующие права бывших работников реорганизуемых колхозов и совхозов, поэтому их можно рассматривать в качестве правозакрепляющих или правоудостоверяющих документов.
Порядок оформления собственности на земельный участок
Порядок получения участков земли в собственность в настоящее время определен Федеральным законом №101 - ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которым не предусмотрено бесплатной передачи в собственность участков земли. В связи с принятием данного Закона, а также ряда других (№193 - ФЗ от 08.12.1995 "О сельскохозяйственной кооперации" и №178 - ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества") все указанные выше Постановления Правительства Российской Федерации по реорганизации совхозов и колхозов утратили силу и не могут применяться, даже если реорганизация в свое время не была проведена.
Если реорганизации сельскохозяйственного предприятия не проводилось
В Верховном Суде Российской Федерации Заявителем А была предпринята попытка оспорить правильность утраты Постановлений Правительства Российской Федерации, связанных с реорганизацией сельскохозяйственных предприятий. При этом Заявитель А в своем заявлении ссылался на то, что, являясь работником совхоза, фактически лишен права на имущество совхоза в виде имущественного и земельного пая, так как реорганизация хозяйства не проводилась. Рассмотрев дело по первой инстанции, Верховный Суд Российской Федерации своим решением от 13.03.2003 в удовлетворении заявления отказал. В числе других доводов, послуживших основанием для отказа Заявителю А в его просьбе, Верховный Суд указал, что Заявитель А как работник совхоза мог реализовать свое право на бесплатное предоставление участка земли только при его реорганизации в соответствии с действовавшим на тот период законодательством.
В том случае, если совхоз не был реорганизован, то его имущество является государственной собственностью. А в соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом №178 - ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" передача участков земли в собственность граждан предусмотрена только за плату.
Аналогичным образом следует подходить и к разрешению споров по искам граждан к местной администрации о понуждении к принятию постановлений о реорганизации сельскохозяйственных предприятий и наделении земельными долями работников этих хозяйств. Для этого были определены временные рамки, за пределами которых независимо от причин такая реорганизация, с учетом нового законодательства, исключена.
Наследование земельного участка и строения находящегося на нем
В числе основных принципов земельного законодательства в подпункте 5, пункта 1, статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации провозглашен такой принцип, как единство судьбы участка земли и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все подобные объекты следуют судьбе участков земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В развитие этого принципа статья 35 Земельного кодекса Российской Федерации содержит запрет на отчуждение участка земли без находящихся на нем зданий и сооружений в случае, если они принадлежат одному лицу. Одновременно в пункте 3, статьи 3, Земельного кодекса подчеркнуто, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.
Все эти положения Земельного кодекса Российской Федерации не затрагивают общие правила наследования участков земли, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. С точки зрения гражданского права участки земли и строения нельзя рассматривать как вещь и принадлежность, а также как сложную вещь в виде единого целого. Между ними, безусловно, имеется известная связь, которая в соответствии со статьей 35 Земельного кодекса должна учитываться при отчуждении строений и участков земли. Однако это самостоятельные объекты гражданского оборота (статья 130 Гражданского кодекса). Поэтому завещание остается действительным и в том случае, если завещатель сделал отдельные распоряжения по поводу строения и участка земли по своему усмотрению.
Кроме того, следует отметить, что подпункт 5, статьи 1 Земельного кодекса, закрепивший принцип единства судьбы участка земли и прочно связанных с ним объектов, содержит оговорку "за исключением случаев, установленных федеральными законами". Таким исключением можно считать раздел Гражданского кодекса "Наследственное право", нормы которого не содержат каких - либо ограничений по распоряжению гражданином на случай своей смерти земельными участками и строениями.
Ничего чрезвычайного ситуация, когда право собственности на участок земли и строение переходит к разным лицам, не содержит. Выход из нее в достаточной степени урегулирован главой 17 Гражданского кодекса. Суд, разрешая спор между собственником недвижимости, расположенной на земельном участке, и собственником этого участка, с учетом конкретных обстоятельств дела может признать за той или иной стороной право приобрести собственность другого участника конфликта либо установить условия пользования земельным участком собственником недвижимости на новый срок (статья 272 Гражданского кодекса).