Юридические услуги Уголовного Адвоката по правовой защите от незаконного и необоснованного обвинения в совершении преступления Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК), с целью прекращения уголовного преследования с освобождением от необоснованного наказания в Москве и Московской области

Консультация Уголовного Адвоката БЕСПЛАТНО!

Объект преступления

Непосредственным объектом преступления является безопасность движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Исключение из-под уголовно-правовой охраны безопасности эксплуатации транспорта не основано на законе.

Безопасность функционирования транспорта (безаварийность движения или эксплуатации) включает его комплексную характеристику, определяющую способность выполнять перевозки пассажиров и груза без угрозы для жизни или здоровья людей, уничтожения или повреждения имущества.

Предмет преступления

Предметом преступления выступают указанные в законе виды транспорта.

Железнодорожный транспорт

Под железнодорожным транспортом следует понимать рельсовый транспорт, находящийся в ведении Министерства путей сообщения РФ, а также подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения, метрополитен. Шахтные, внутрицеховые (электровозы, вагонетки и т.п.) транспортные средства, выполняющие чисто производственные функции, связанные с технологическим процессом, не могут относиться к данному виду транспорта. Происшествия на них не связаны с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации, а обусловлены игнорированием соответствующих правил производства определенных работ, техники безопасности или иных правил охраны труда. Действия виновных подлежат квалификации по ст. 143 УК и в соответствующих случаях - по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожения или повреждения имущества.

Воздушный транспорт

Вся гражданская авиация и средства гражданского воздухоплавания: самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т.п. Ведомственная принадлежность воздушного судна значения не имеет.

Морской и речной транспорт

К морскому и речному транспорту относятся все самоходные суда независимо от их принадлежности, подлежащие регистрации в бассейновых судовых инспекциях или морских торговых портах. Исходя из смысла закона, действие данной статьи распространяется и на водный транспорт, эксплуатируемый на озерах.

Несамоходные транспортные средства, относимые ведомственными нормативными актами к водному транспорту, не могут выступать предметом рассматриваемого преступления. Эти плавучие средства (в большинстве своем баржи, плашкоуты) самостоятельного транспортного значения не имеют, эксплуатируются только в сочетании с самоходным транспортным средством. Вредные последствия с использованием несамоходного плавучего средства могут наступить лишь в результате нарушения безопасности самоходного судна.

Военные летательные аппараты и военные корабли не относятся к предмету преступления, предусмотренного рассматриваемой нормой. Нарушение правил безопасности движения или нарушение правил эксплуатации этих транспортных средств образуют соответственно преступления, предусмотренные ст. ст. 351 или 352 УК.

Объективная сторона преступления

Объективная сторона преступления включает:

  1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта;
  2. Причинение тяжкого вреда здоровью человека;
  3. Причинную связь между деянием и наступлением последствий.

Диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная. В ней говорится о нарушении специальных правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Сами же эти правила содержатся в нормативных актах, регламентирующих работу указанных в законе видов транспорта. Для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 263 УК достаточно нарушения хотя бы одной группы правил - правил безопасности движения или правил эксплуатации. Из изученных уголовных дел следует, что 52% преступлений совершаются путем нарушения правил безопасности движения, 17% - путем нарушения правил эксплуатации, 31% - в результате нарушения обеих групп правил.

Все ведомственные акты можно разделить на четыре группы:

  1. Регулирующие безопасность движения;
  2. Регулирующие безопасность эксплуатации;
  3. Регулирующие безопасность движения и эксплуатации;
  4. Регламентирующие допуск лиц к работе.

К нормативным актам, нарушение которых образует состав рассматриваемого преступления, относятся не только нормы, которые прямо именуются правилами (инструкциями) безопасности движения и эксплуатации транспорта. Наименование нормативного акта - это лишь формальный признак. Для выяснения, устанавливает ли норма правила безопасности движения или эксплуатации транспорта, надо исходить из ее содержания.

Правила безопасности движения и эксплуатации транспорта в ведомственных нормативных актах сформулированы по-разному. Одни представляют собой категорические предписания, другие - категорические запреты. Их нарушение может повлечь уголовную ответственность по рассматриваемой статье. В некоторых нормативных актах наряду с предписаниями и запретами встречаются рекомендации. Они не являются обязательными, их нельзя считать правилами в общепринятом смысле, поэтому невыполнение этих рекомендаций не может образовать состав данного преступления.

Среди правил безопасности движения или эксплуатации транспорта одни имеют более общий характер, другие - более конкретный. Суд должен сослаться в приговоре на те и другие правила.

По каждому делу должно быть точно установлено: какое правило нарушено и в чем конкретно выразилось нарушение; лежала ли на работнике транспорта обязанность выполнять эти правила.

Под нарушением правила, о котором говорится в данной статье, следует понимать виновное совершение действий, противоречащих правовой регламентации безопасности движения или эксплуатации железных дорог, авиации и водного транспорта, либо невыполнение или ненадлежащее выполнение правил безопасности их функционирования.

Указанные в законе нарушения могут выражаться как в форме действия, так и бездействия. За бездействие лицо отвечает только в том случае, когда на нем лежала обязанность совершить определенные действия. Эта обязанность установлена ведомственными нормативными актами.

Наряду с нарушением правил безопасности движения в законе говорится и о нарушении правил эксплуатации транспорта. Последнее включает как нарушение правил безопасности эксплуатации самого транспортного средства, так и нарушение правил эксплуатации тех систем и агрегатов, которые обеспечивают безаварийное функционирование железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

Содержание тяжкого вреда здоровью человека как последствия рассматриваемого преступления раскрывается в ст. 111 УК.

Причинная связь деяния с последствиями

Между деянием и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь. Необходимо иметь в виду, что в рассматриваемых преступлениях имеется множество факторов, воздействующих на поведение виновного и существенно осложняющих развитие цепи причинности.

При определении причинной связи прежде всего необходимо установить факт совершения лицом общественно опасного деяния, указанного в законе.

Причинная связь имеет место, когда последствия обусловлены не одним действием или бездействием, а несколькими деяниями, каждое из которых либо само по себе, либо во взаимодействии с другими способно вызвать предусмотренные в законе последствия.

Возможны случаи, когда действиями одного создается опасная обстановка, а другой неверно оценивает ее и сам совершает деяние, посягающее на безопасность транспорта. В такой ситуации наступившие вредные последствия являются закономерным результатом нарушений, допущенных обоими работниками транспорта.

Субъективная сторона преступления

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления

Субъект преступления специальный - лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

Таким образом, речь идет о двух категориях работников транспорта, чья деятельность связана:

  1. С организацией безопасности функционирования транспорта;
  2. С его движением или эксплуатацией. Определить круг этих лиц можно по ведомственным нормативным актам, раскрывающим должностные функции того или иного работника транспорта.

Необходимо также иметь в виду, что квалификация деяния по данной статье возможна лишь в том случае, если оно:

  1. Совершено лицом, зачисленным на работу в систему железнодорожного, воздушного или водного транспорта;
  2. Совершено во время исполнения обязанностей по работе или занимаемой должности. Если при нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспорта вред здоровью потерпевшего причинен лицом, не работающим на транспорте (либо зачисленным на работу, не связанную с движением или эксплуатацией транспорта), то его действия образуют преступление против личности, а не транспортное преступление.

Работник считается исполняющим служебные обязанности, когда он выполняет или должен выполнять работу по обеспечению безопасности функционирования транспорта или непосредственно связанную с безопасностью его движения или эксплуатации. Например, капитан, обязанный в определенных ситуациях лично управлять судном независимо от того, кто из его помощников на вахте, передоверяет командование вахтенному штурману. В таком случае он хотя и не выполняет своих обязанностей, однако должен их выполнять. При наступлении преступных последствий данное лицо несет ответственность по рассматриваемой статье.

Если работник не выполнял и не был обязан выполнять работу по безопасному функционированию транспорта, т.е. не был при исполнении служебных обязанностей, он не может нести ответственность по ст. 263 УК. Это обстоятельство неоднократно подчеркивалось судебными органами при рассмотрении уголовных дел.

Хотя состояние здоровья и профессиональная подготовка согласно нормативным актам имеют первостепенное значение при зачислении на работу в систему транспорта, однако они не являются признаками данного преступления. Недостаточная профессиональная подготовка, незначительный опыт работы, состояние здоровья, не исключая уголовную ответственность, влияют на выбор вида и размера наказания.

Если при нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспорта вред жизни или здоровью потерпевшего причинен совместными действиями нескольких лиц, одни из которых работники транспорта, а другие - нет, то действия последних квалифицируются по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против жизни и здоровья личности, а не по ст. 263 УК.

Квалифицированный состав преступления

В качестве квалифицирующего признака указано последствие в виде причинения по неосторожности смерти одного человека, а особо квалифицирующего признака - смерти двух и более лиц.

Нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспорта имеют много общего с нарушениями правил охраны труда. Отличаются они в основном по характеру правил, нарушенных при выполнении тех или иных трудовых операций.

Если нарушение работником транспорта своих обязанностей по выполняемой работе или занимаемой должности не было связано с безопасностью движения или эксплуатации транспорта, а касалось только безопасных условий труда, то его действия должны быть квалифицированы по ст. 143 УК.

Потерпевшим в преступлении, предусмотренном ст. 263 УК может быть, как работник транспорта, так и постороннее лицо (пассажир, провожающий и т.д.). Потерпевшим в смысле ст. 143 УК постороннее лицо быть не может. Им является только лицо, состоящее в трудовых правоотношениях с учреждением, где произошло событие.

Различны и субъекты преступлений. По ст. 143 УК ответственность несет лицо, на котором лежали обязанности по соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда.

Квалификация действий работника транспорта по совокупности ст. ст. 263 и 143 УК возможна при нарушении как правил, регулирующих безопасность движения и эксплуатации транспорта, так и правил охраны труда.

Необходимость правовой защиты Уголовного Адвоката

К помощи независимого Адвоката настоятельно рекомендуется обращаться уже при задержании, ну или в крайнем случае, до проведения первого допроса. Данная необходимость обусловлена тем, что человек попадая в органы предварительного расследования, находится в шоковом состоянии и из-за стресса не может адекватно анализировать происходящие вокруг него события.

Сотрудники следствия в полной мере пользуются данным обстоятельством для облегчения свое работы. Именно в указанный период времени задержанный наиболее уязвим и с него вполне законно и достаточно легко следственные органы получают необходимую для них информацию. Полученные и надлежащим образом оформленные на начальном этапе следствия сведения и ложатся в последующем в основу обвинения.

При послеющем анализе своих действий, попавший в такую ситуацию гражданин конечно опомнится, но что-то существенно исправить уже практически будет невозможно.

Услуги Адвоката по Уголовным делам

Защита на стадии предварительного следствия

  • Консультация Адвоката
  • Ознакомление с обстоятельствами и материалами уголовного дела
  • Разработка правовой позиции защиты подозреваемого, обвиняемого
  • Защита подозреваемых, обвиняемых на стадии предварительного следствия
  • Участие в процессуальных и следственных действиях (предъявление обвинения, осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемка, допрос, очная ставка, опознание
  • Сбор доказательств (опрос лиц с их согласия, подготовка и направление адвокатских запросов, истребование необходимых документов)
  • Составление и подача необходимых заявлений, жалоб и ходатайств

Защита подсудимого на стадии судебного производства

  • Консультация Адвоката
  • Ознакомление с материалами уголовного дела
  • Разработка правовой позиции защиты подсудимого в суде
  • Сбор доказательств (опрос лиц с их согласия, подготовка и направление адвокатских запросов, истребование необходимых документов)
  • Защита подсудимого в производстве суда первой инстанции
  • Составление и подача необходимых заявлений, жалоб и ходатайств
  • Обжалование приговоров в вышестоящих судах

Представление интересов потерпевшего

Оказание правовой помощи свидетелю

  • Консультация адвоката
  • Участие адвоката в следственных действиях с участием свидетеля
  • Составление и подача необходимых заявлений, жалоб и ходатайств

Основные цели правовой помощи Уголовного Адвоката

  1. Изменения меры пресечения в виде заключения под стражу на более мягкую (домашний арест, подписка о невыезде)
  2. Прекращения уголовного преследования
  3. Переквалификации инкриминируемого преступления на менее тяжкую статью УК РФ
  4. Назначения условного вида наказания
  5. Назначения более мягкого вида наказания
  6. Отсрочка исполнения наказания
  7. Условно-досрочного освобождения (УДО)

Задать вопрос Уголовному Адвокату БЕСПЛАТНО ОНЛАЙН!

Вы можете не отходя от компьютера:

  • Воспользовавшись одним из мессенджеров;
  • Заполнить форму обратного звонка имеющуюся в конце читаемого текста;
  • Заполнить форму письменного вопроса перейдя по этой ссылке >>>

Адрес и Телефон Уголовного Адвоката

г. Москва

Окружной проезд 15к2, эт. 7, оф. 718

Офис Юридической компании «Статус» находится непосредственно возле станций метро Измайлово (МЦК) или Партизанская, через дорогу от выхода. Великолепная транспортная доступность сэкономит ваше время и деньги на дорогу городским транспортом.

Также до нас легко добраться на автомобиле, так как офис находится вдоль Северо-Восточной хорды — новой магистрали, которая связывает три округа столицы: север, восток и юго-восток.

Часы приема Адвоката по Уголовным делам

Понедельник - пятница

с 9:00 до 23:00 (В выходные и праздничные - по предварительной договоренности)

Мы делаем все возможное в рамках закона, для защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений, а также защиты от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод, прекращение уголовного преследования невиновных, освобождение от наказания необоснованно подвергшихся уголовному преследованию!

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Отправьте нам ваши контактные данные и наш юрист свяжется с вами в самое ближайшее время