Споры о приватизации фактически занимаемых земельных участков, правомерность пользования которыми граждане не могут подтвердить документально, являются достаточно распространенными. Они затрагивают главным образом интересы тех лиц, кто пользовался земельными участками задолго до принятия Земельного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1991 года, которым предусматривалась выдача государственных актов, удостоверяющих право на земельные участки (статья 31). По утвержденным Советом Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики формам государственные акты выдавались органами местной администрации гражданам, предприятиям и организациям при предоставлении им в установленном порядке земель в собственность, владение, пользование, а также при перерегистрации прав на предоставленный ранее участок земли. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2287 признана недействующей статья 31 Земельного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1991 года, а указанное Постановление Совета министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики утратило силу в связи с принятием действующего Земельного кодекса.

Возникновение прав на Земельный участокprivatizatsiya zemelnogo uchastka

По новому Земельному кодексу Российской Федерации (статья 25, 26) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, и удостоверяются в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". К числу таких оснований статьи 8 Гражданского кодекса отнесены, в частности, договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебное решение.

Документы подтверждающие права на Земельный участок

По отношению к земельным участкам, когда они выделялись ранее и не могли быть объектом гражданского права, основанием для приватизации их в соответствии с Порядком, утвержденным Роскомземом 20.05.1992, являются выданные на тот период документы. Прежде всего, это государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, а при их отсутствии - земельно-шнуровые и похозяйственные книги, другие документы, имеющиеся в районных комитетах по земельной реформе и землеустройству, органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства или у самих землепользователей. Таким образом, речь идет практически о любых документах, удостоверяющих право граждан на указанные участки.

Отсутствие документов подтверждающих права на Земельный участок

Можно отметить, что еще ранее, в 1987 году, своим письмом Министерство жилищно-коммунального хозяйства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики N20-15-1-4/Е-9808р разъясняло, что в случае отсутствия землеотводных документов следует руководствоваться данными первичной инвентаризации, которые в дальнейшем определяют границы, размеры земельного участка индивидуального землевладения. Изъятие излишков из указанных участков может производиться на основании закона и в соответствии с проектами перепланировки застроенных кварталов в зоне индивидуальной застройки.

Оформление прав на Земельный участок

Во многом указанная позиция нашла свое закрепление в пункте 4, статьи 3, Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона Союза Советский Социалистических Республик от 06.03.1990 №1305-1 "О собственности в Союзе Советский Социалистических Республик ", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Смысл приведенной нормы заключается в том, чтобы узаконить право граждан на земельные участки, которые когда-то были отведены под строительство индивидуального жилого дома и которыми они пользовались в течение длительного времени. В первую очередь это касается жителей сельской местности, наделение землей которых производилось в упрощенном порядке, а также тех, кто приобретал дома для сезонного проживания с нарушением порядка совершения таких сделок (статья 239 Гражданского кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики). В большинстве своем ни те, ни другие не имеют документов на фактически принадлежащие им земельные участки, что лишает возможности приватизировать их.

Пример судебной практики

В рамках рассматриваемой проблемы представляет интерес решение Мытищинского районного суда, которым удовлетворен иск Гражданина С к администрации Мытищинского района о признании права на приусадебный участок земли при доме в сельской местности. Суд установил, что спорный участок земли был выделен родителям истца как членам колхоза. По данным колхоза за 1974 год, размер предоставленного им земельного участка составлял 1500 квадратных метра. После смерти родителей в 1976 году дом унаследовал их сын Гражданин С, к которому, по мнению администрации, участок земли не мог перейти автоматически, так как находился в сельской местности. Для этого в силу статьи 73 Земельного кодекса 1970 года требовалось новое решение о предоставлении земельного участка, но такого документа Гражданин С не предоставил, следовательно, администрация не вправе была положительно решить вопрос о выделении ему в собственность земельного участка, которым он фактически пользовался после смерти своих родителей.

Сами по себе доводы Администрации в той части, что переход права собственности на жилое строение, расположенное в сельской местности, не влек за собой перехода права пользования приусадебным земельным участком, и ссылка на статью 73 Земельного кодекса 1970 года является правильной. Однако нельзя не учитывать ряд других обстоятельств - к наследнику умерших родителей на законных основаниях перешло строение, для содержания которого и производства сельхозпродукции он имел право на предоставление ему участка в порядке и размерах, которые установлены законодательством Союза Советских Социалистических Республик. Это право им было реализовано фактически и никем не оспаривалось до отмены ограничений, связанных с приобретением домов в сельской местности, Постановление Центрального комитета Коммунистической партии Советского союза и Совета министров Союза Советских Социалистических Республик от 25.07.1987 года №854 "Об использовании пустующих жилых домов и приусадебных участков, находящихся в сельской местности", а также рядом других нормативных актов. На основании этих данных суд обоснованно удовлетворил иск Гражданина С о праве собственности на участок земли со ссылкой на пункт 4 статьи 3 Вводного закона.

Заявление требований о признании права собственности на Земельный участок

Анализ пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" позволяет прийти к выводу, что его действие распространяется на случаи, когда требование заявлено:

  • в отношении не любого, а только приусадебного (придомового) земельного участка;
  • лицом, являющимся собственником расположенного на этом участке жилого дома;
  • в отношении земельного участка, перешедшего в фактическое пользование этого лица до 01.07.1990.

Федеральным законом №93 от 30.06.2006 последняя часть данного пункта изложена в новой более правильной редакции, в которой предусмотрено, что названные выше граждане вправе бесплатно приобрести в собственность указанные земельные участки.

Обращение в Администрацию для оформления прав на Земельный участок

Данная норма Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает приобретение права собственности на застроенные земельные участки. В этих целях заинтересованные лица обращаются с заявлением в органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые в двухнедельный срок обязаны принять решение о предоставлении (либо об отказе в предоставлении) земельного участка в собственность заявителя.

В то же время, как уже отмечено выше, принятие органами государственной власти или местного самоуправления решения о предоставлении земельных участков в собственность граждан по новому закону не требуется, если право на них может быть подтверждено документально. Государственная регистрация права собственности на такого рода участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона №122 от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Если в акте, свидетельстве или ином документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на участок земли, предоставленный ему до введения Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен участок земли, или невозможно определить вид этого права, то такой участок земли считается предоставленным ему на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой участок земли не может предоставляться в частную собственность (пункт 4 статьи 7 Федерального закона №93 от 30.06.2006).

Задать вопрос Земельному Юристу (Адвокату) БЕСПЛАТНО ОНЛАЙН!

Вы можете не отходя от компьютера:yuridicheskaya konsultatsiya advokata yurista

  • Воспользовавшись одним из мессенджеров;
  • Заполнить форму обратного звонка имеющуюся в конце читаемого текста;
  • Заполнить фомру писменного вопроса перейдя по этой ссылке >>>

Адрес и Телефон Земельного Юриста (Адвоката)

Офис Юридической компании «Статус» находится непосредственно возле станций метро Измайлово (МЦК) или Партизанская, через дорогу от выхода. Великолепная транспортная доступность сэкономит ваше время и деньги на дорогу городским транспортом.

Также до нас легко добраться на автомобиле, так как офис находится вдоль Северо-Восточной хорды —новой магистрали, которая связывает три округа столицы: север, восток и юго-восток.

Часы приема Юриста (Адвоката) по Земельным вопросам

Прием и консультации ведутся
  • В рабочие дни с 09:00 до 23:00
  • В выходные и праздничные - по предварительной договоренности

Разрешение Земельных споров рекомендуем доверить профильному Земельному Юристу, во избежание наступления неблагоприятных последствий, влекущих существенные финансовые и имущественные потери!
Многолетний практический опыт судебных разбирательств в Земельных делах, является безусловным основанием нашей уверенности в том, что 

Мы поможем Вам!